Консультация автоюриста бесплатно!

cont-ed

Главная Новости Прибыль страховых компаний!

Прибыль страховых компаний!

« Назад

Прибыль страховых компаний! 22.04.2016 09:23

Прибыль страховых компаний за 12 лет существования ОСАГО составила почти 300 млрд рублей — 23% от всех сборов, хотя законом предусмотрена норма в 5%.

В организации по защите прав потребителей страховых услуг "ГлавСтрахКонтроль" проанализировали для Лайфа годовые статистические отчёты Российского союза автостраховщиков (РСА) за все 12 лет жизни ОСАГО и пришли к выводу, что страховщики ещё не разу не приблизились к порогу убыточности. 

С 2004 года, когда страхование ответственности автовладельцев стало обязательным, по 2015 год суммарные сборы по ОСАГО составили 1 трлн 258 млрд рублей. На вознаграждение страховым агентам, сопутствующие расходы и выплаты попавшим в ДТП страховщики затратили 674 млрд, а суммарная прибыль страховщиков по автогражданке составила 294 млрд руб. Страховщики до сих пор говорят о высокой убыточности этого вида бизнеса, но остаются сверхприбыльными, подтверждают правозащитники. 

Чтобы разобраться, как формируется прибыль страховщиков, нужно посмотреть на структуру распределения средств, поступающих от ОСАГО компаниям. Изначально в законе указано, что страховщику положено лишь 23% от суммы, уплачиваемой за каждый полис. Эти 23% делятся так: 15% идут на сопутствующие расходы и оплату услуг агентов, 5% — заработок непосредственно страховой, а оставшиеся 3% направляются в резервный фонд выплат на случай внезапного ухода страховщика с рынка и прочих непредвиденных обстоятельств. Остальные 77% от всех сборов по автогражданке страховые компании должны направляться на выплаты по ДТП застраховавшимся гражданам. И если так случится, что выплаты по ОСАГО превысят эти 77%, то тогда можно будет сказать, что автогражданка убыточна. 

Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко
Фото: РИА Новости/Алексей Мальгавко

 

— За 12 лет страхования выплаты по ОСАГО так ни разу и не перешагнули порог 77%. И это всё в официальной статистике РСА отражено — год к году. Только 53,5% от всех сборов за всё время страховщики затратили на выплаты гражданам, что в денежном выражении составляет 674 млрд. Остаются 23,5% сверхприбыли, которые должны были пойти в резерв. Эти деньги накапливались у страховщиков в виде сверхприбыли, о которой они "ничего не слышали", — рассказывает руководитель "ГлавСтрахКонтроля" Николай Тюрников.

Эксперт приводит и свежую статистку за 2015 год: итоговые сборы по автогражданке составили 220,2 млрд руб., выплаты по ДТП — 121,9 млрд руб., что составляет лишь 55% от сборов, дополнительная прибыль страховщиков — 48 млрд руб. Тем не менее сами страховые компании заверяют, что они в прибыли только в некоторых регионах страны. 

— Для большинства участников рынка этот вид бизнеса убыточен. Более или менее терпимым для страховщиков ОСАГО может быть только в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и отчасти в Ленинградской области. Для крупных страховщиков во многих случаях выплаты в региональной сети делают этот вид бизнеса убыточным в целом. Наибольший вклад в убыточность вносит огромная доля мошеннических схем — до 30-40% в общей сумме выплат, — рассказывает директор по развитию страхования СК "Макс" Сергей Печников.

В СОГАЗе и вовсе говорят о том, что страховщики работают себе в минус.   

— По данным Центробанка, за девять месяцев 2015 года комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО превысил 100%, — заявил зампредседателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. — То есть для большинства автостраховщиков этот вид страхования сложно назвать прибыльным. Повышение тарифов, безусловно, отодвинуло этот вид страхования от критической черты убыточности. Однако динамика роста выплат говорит о том, что уже в этом году ситуация может заметно измениться. Рост тарифов был компенсирован более чем трёхкратным увеличением лимитов возмещения, расширением европротокола и другими нововведениями. В результате средняя выплата по ОСАГО в декабре 2015 года составила почти 60 тыс. рублей, что соответствует средней выплате по автокаско, а общий размер выплат за год вырос сразу на 37%. Если добавить к этому рост стоимости запчастей в результате падения курса рубля, проблему мошенничества, сокращение продаж автомобилей и другие факторы, то экономика этого вида страхования в перспективе вызывает серьёзные опасения.

Центробанк, впрочем, не изъявляет тревоги по поводу рентабельности этого бизнеса:

— По мнению Банка России, повышение тарифов в октябре 2014 года и апреле 2015 года позволило создать определённый запас прочности по тарифу, — сообщили в пресс-службе регулятора. 

 

Фото: © flickr.com/moscow-live
Фото: © flickr.com/moscow-live

 

В РСА не могут аргументированно доказать свою убыточность, но подчёркивают, что ситуация для бизнесменов улучшилась только в апреле 2015 года, когда базовые тарифы выросли в среднем в 1,5 раза. К примеру, сейчас полис в столичном регионе стоит порядка 5,5-15 тыс. рублей, в зависимости от различных коэффициентов. 

— По нашим оценкам, за последние три года ОСАГО было убыточным для страховщиков. Только в 2015 году после корректировки тарифов ситуация исправилась. Итоговых финансовых результатов пока нет, но оценочно компании стали получать прибыль от автогражданки. Что касается якобы сверхприбыли страховщиков, то тут такая ситуация: сравнивать сборы и выплаты категорически неправильно. Допустим, в 2015 году мы собрали 220 млрд руб., но по ним выплата ещё не наступила, эти договоры продолжают какое-то время действовать в 2016 году. Сейчас выплачиваются деньги только по договорам 2012, 2014 и 2013 годов. Нужно сравнивать с теми периодами, — пояснил исполнительный директор РСА говорит Евгений Уфимцев. 

Правозащитники и эксперты сходятся во мнении, что страховщики муссируют тему убыточности, не желая терять прибыль и работать на грани рентабельности, как это заведено в Евросоюзе. 

— Мы анализировали, как устроено ОСАГО в Евросоюзе. Да, там страховка стоит дороже, в Германии в среднем порядка 240 евро, но и страховое покрытие по ущербу автомобилю не сравнить с российским — это не какие-то российские 400 тыс. руб., а свыше 1 млн евро. В Германии страховщик тратит на выплаты порядка 90% от сборов. Что касается заверения страховщиков в том, что неправильно сравнивать выплаты и сборы за один период, то всё это было бы верно, если бы речь шла о 2005 или 2006 годе, когда ОСАГО только-только начало работать, но за эти периоды — и я подчёркиваю это, основываясь на официальной статистике — ОСАГО ни разу не превысило максимальный порог выплат в 77%, — продолжил Тюрников.

С ним соглашается лидер "Движения автомобилистов России" Валерий Похмелкин. 

— Страховщики за все эти 12 лет ни разу не показали убыточности. Более того, мы анализировали статистику отдельных компаний, и у них выплаты по ДТП не то что 55%, а 40% не превышают. Все эти слова об убыточности нужны для того, чтобы скрыть нарушение закона, ведь сверхприбыль должна была направляться в фонд резервных выплат для страховщиков, служить подушкой безопасности на случай, когда выплаты будут высокими. По-хорошему, нужно признать, что все 12 лет тарифы ОСАГО изначально были рассчитаны неверно, то есть завышены, — заметил Похмелкин.

Фото: © Владимир Суворов/LIFE
Фото: © Владимир Суворов/LIFE

 

На этом фоне последние усилия страховщиков были направлены на то, чтобы Центробанк позволил отпустить ставки страховых тарифов в свободное плавание и дать возможность компаниям самостоятельно называть цену полису.

— Более целесообразным, на наш взгляд, является корректировка отдельных коэффициентов, изменение механизма расчёта КБМ (коэффициент бонус-малус — скидка за безаварийную езду), а также расширение тарифного коридора. Это позволило бы, с одной стороны, устанавливать более справедливый тариф для каждого конкретного автовладельца, а с другой — сделало бы систему ОСАГО более сбалансированной. Кроме того, это будет важным шагом по переходу к свободному тарифообразованию, как это уже произошло во многих странах мира, — сказал Дамир Аксянов из СОГАЗа.

Подробнасти на сайте: https://life.ru/400929 Лайф


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.